История проекта и его структура
В 2006 году стартовала Программа Правительства Санкт-Петербурга «Толерантность», получившая признание и у петербуржцев, и на международном уровне в виде почетной награды ЮНЕСКО в 2009 году.
К 2007 году издательством «Фрегат» и коллективом ученых и специалистов Санкт-Петербурга по заказу и при поддержке Комитета по внешним связям Правительства Санкт-Петербурга был разработан и впервые реализован проект «Этнокалендарь Санкт-Петербурга, 2007».
Первый выпуск был по сути пилотным и представлял собой настольную книгу для педагогов, но уже тогда были заложены основные принципы проекта — уникальная авторская методика подбора дат, модульность и масштабируемость.
К 2008 году был издан первый учебно-методический комплекс (УМК) «Этнокалендарь Санкт-Петербурга, 2008», в состав которого, кроме книги «Этнокалендарь…», вошли комплект плакатов для учащихся 1–4 классов средней школы и методические рекомендации по организации школьной и внеклассной работы с детьми для учителей.
Комплекс был распространен по школам города, а через некоторое время после его внедрения в учебный процесс был проведен мониторинг, убедительно доказавший целесообразность развития проекта с охватом других возрастных групп.
К следующему году был выпущен и распространен по детским садам и школам города УМК «Этнокалендарь Санкт-Петербурга, 2009», содержавший уже плакаты и методические рекомендации по работе с ними для трех возрастных групп — дошкольников, учащихся 1–4 классов и учащихся 5–8 классов.
Такой состав учебно-методического комплекса является наиболее полным, выпускается в Санкт-Петербурге в полном объеме ежегодно и является его первой ступенью.
Вторая ступень комплекса — проект «Молодежный этнокалендарь. День за днем…»
Это записная книжка-ежедневник, персональный этнокалендарь, бесплатно раздаваемый старшеклассникам (9–11 классы).
Первый выпуск проекта состоялся в Санкт-Петербурге к началу 2012 года.
В настоящее время учебно-методический комплекс «Этнокалендарь Санкт-Петербурга…» успешно работает более, чем в 2 400 образовательных учреждениях.
В учебный процесс вовлечены более 50 800 воспитателей и педагогов.
Количество обучающихся составляет более 1 270 000 детей и подростков Санкт-Петербурга.
Бесспорный успех действующего с 2007 года проекта «Этнокалендарь Санкт-Петербурга» сделал очевидной целесообразность его параллельного развития в форме проекта «Этнокалендарь России» для любого региона или субъекта Российской Федерации с учетом его специфики.
При этом учитывается возможность постепенного внедрения модулей комплекса, рассчитанных на различные возрастные группы.
В 2011 году, по заказу Правительства ЯНАО, издательством «Фрегат» в содружестве с коллективом ученых и специалистов Санкт-Петербурга и Ямало-Ненецкого автономного округа впервые в России осуществлен проект «Этнокалендарь России, 2012. Ямало-Ненецкий автономный округ».
А уже в 2012 году был издан и начал работать в школах Ханты-Мансийского автономного округа — Югры УМК «Этнокалендарь России, 2013. Ханты-Мансийский автономный округ — Югра».